С конца XVIII века искусство фламенко стало играть важную роль в испанском обществе, началась эпоха его массового распространения. С этого момента у фламенко началась новая история, в рамках которой оно, став публичным, пожалуй, прекратило, быть путем внутреннего поиска и развития. Одновременно с этим началась утрата тех знаний, на которые фламенко опиралось. 1842 год можно назвать переломной вехой в истории танца: в Севилье открылся первый профильный клуб, с работы которого стала набирать обороты индустрия фламенко.

Массовая популярность к танцу пришла в период так называемого «золотого века» фламенко, который пришелся на конец XVIII — начало XIX века. Его главная фигура — Сильверио Франконетти. С одной стороны, это экстраординарный человек, который, окунувшись во фламенко, представил его как особое искусство. Но с другой стороны, проблема заключалась в том, что любое искусство должно вызреть в умах не только единиц, но хотя бы десятка людей. Фламенко было просто обречено на лже-развитие, когда последователи Сильверио сделали его состязанием, превратив сакральное искусство в некий спорт, что неминуемо должно было привести к его падению.

Так что «златость» этого периода весьма сомнительна. И хотя вокруг Сильверио собрались великие кантаоры того времени, до прежней, изначальной глубины фламенко добраться они уже не могли.

Среди когорты его учеников можно отметить лишь появление Антонио Чакона, который превзошел своего учителя, создав условия для появления многих новых стилей и разновидностей, обогативших в первую очередь внешнюю, исполнительскую форму фламенко.

Песни стали делиться на сопровождающие танец (atrás) и просто для слушания (alante). Но без внутреннего наполнения внешняя форма не могла продержаться долго, и уже к середине XIX века фламенко переживало очередной упадок. Как продукт бизнеса оно должно было претерпеть определенные изменения, а как глубинное искусство — ждать новых исследователей и последователей изначального смысла. Бизнес привнес во фламенко имитацию чувств, что сделало его близким лишь тем, кто приветствовал внешне понятные формы и ориентировался на потребительское отношение.

На родине фламенко, в Испании, этот танец танцуют не везде. Вернее, танцуют-то везде, а вот проживают, наверное, только там, где еще сильны традиции. В любой деревне на юге Испании для праздника не нужно никаких особенных поводов — днем или ночью, утром или вечером, наедине с собой или посреди центральной площади, под хорошее настроение просто надевают костюмы и танцуют. Женщина, танцующая фламенко, прекрасна и грациозна, темпераментна и обольстительна, кокетлива и неприступна, горда и уверена в себе.

Этот танец является глубоко индивидуальным, порой его характер граничит с непреодолимым одиночеством, состоянием, которое на самом деле определяет личность человека, его внутреннее богатство. Фламенко обращается к некому невидимому истоку и выражает себя эмоционально очень свободно, непосредственно — от плача и крика до любви и какой-то своей особой радости. Фламенко учит человека общаться с самим собой. Это переживание — не ради внешнего эффекта. Именно чувства порождают ту вибрацию внутри тела, которая затем уже воспроизводится вовне.

Судя по складывающимся тенденциям, фламенко ожидает некое эстетическое будущее, успешное внешнее развитие. Но любые новые внешние стили не заменят истинного переживания древнего фламенко, корнями вросшего в сокровищницу традиций множества народов и культур.

Для того чтобы не просто научиться танцевать, а познать любой танец, будь то фламенко, арабский танец живота или гопак, нужно понять его корни, проследить его историю и опираться не на внешние эффекты, а на свое внутреннее ощущение ритма. И тогда современный танец откроет свой древний секрет, сообщая знания о нашей внутренней сущности, о нас настоящих. Древнее искусство канте хондо выражало глубинные переживания человека и в то же время было средством сохранения связи с этой глубиной. Это делает фламенко еще более ценным, ведь обретение связи со своим внутренним, реальным миром сегодня особенно важно.

Теги: фламенко сейчас